Путешествие в Прагу:

Популярные отели:

News image News image News image News image
News image News image News image News image


прага в xix—xx веках

После поражения Австрии в австро-прусской войне 1866 г., когда Прага была оккупирована прусскими войсками, австрийское командование пришло к выводу, что город окончательно утратил своё оборонное значение. Это привело к решению о сносе большей части городских укреплений, прежде всего вокруг Нового Места и Малой Страны. Результатом этого явилось бурное развитие пригородов Праги: Краловске-Винограды, Жижков, Карлин, Вршовице, Нусле, Смихов, Коширже, Подоли, Височани и многих других, где, в отличие от плотно застроенных старых кварталов, возникли десятки и сотни новых заводов и фабрик, привлекавших рабочую силу из сельской местности. Пражская агломерация становилась наиболее важным промышленным центром всей империи. Особую роль играли предприятия машиностроения и металлообработки, используя недалеко расположенный угольный бассейн и металлургические предприятия города Кладно. Вместе с тем, боясь дальнейшего усиления Праги и Чехии в целом и, как следствие, требования ею особой политической роли, венское правительство препятствовало слиянию пригородов с Прагой: до падения монархии в 1918 году такое разрешение получили только Иозефов, Вышеград, Голешовице-Бубни и Либень. Отдельные пригороды разрослись настолько, что получили статус города, при этом достигая внушительных размеров: например, Краловске-Винограды перед Первой мировой войной насчитывали около 100 тыс. жителей, что выводило их на третье место среди всех чешских и моравских городов, после собственно Праги и Брно.

Здание «У чёрной Богоматери» (арх. Йозеф Гочар), шедевр пражского кубизма

После образования в 1918 г. независимого чехословацкого государства и провозглашения Праги его столицей уже ничто не мешало её развитию в качестве метрополии. В 1922 г. к Праге было присоединено 37 окружающих её городов и местечек, так что население города выросло почти втрое до 677 тыс. жителей, а территория с 21 кв.км увеличилась до 171.5 кв.км, выведя её тем самым на уровень крупных европейских столиц своего времени. Быстрый рост Праги как результат её центральной роли в стране и дальнейшего развития промышленности привёл к росту населения до 850 тыс. к 1930 г. и одного миллиона к 1939 г. В эти годы также большое развитие претерпела транспортная инфраструктура города: трамвайная сеть охватила почти всю её территорию, окраины получили автобусное сообщение, началось строительство линий троллейбуса. В середине 30-х гг. было принято решение о строительстве в Праге метрополитена, однако начавшиеся работы были прерваны в связи с немецкой оккупацией и Второй мировой войной. На периферии возникали новые жилые районы как вилловой застройки (Оржеховка, Ганспаулка, Баба, Бубенеч, Заградни-Место), так и многоэтажных домов (Голешовице, Дейвице, Вршовице, Страшнице, Подоли и др.), отличавшиеся значительным для своего времени уровнем благоустройства, а также детские сады, школы, рабочие общежития, дома культуры, спортивные объекты, например, стадион на Страгове. Чешские архитекторы своими известными творениями в стиле модерн, кубизм (уникальное явление в мировой архитектуре) и функционализм подняли зодчество Праги на самый передовой уровень. 30-е годы отмечены также взрывным развитием театральной и кинематографической жизни.

‎Герб Праги периода ЧССР

Аннексия Судет, немецкая оккупация Чехии и её последующее освобождение советской армией привели к тому, что Прага, в которой в течение многих веков вместе проживали чехи, немцы и евреи, фактически стала моноэтничным городом. Многие видные политические и культурные деятели подверглись репрессиям как от нацистского, так и коммунистического режима и были казнены, брошены в тюрьмы либо вынуждены эмигрировать. Две наиболее массовые волны эмиграции связаны с коммунистическим переворотом в феврале 1948 г. и вторжением войск стран-членов Варшавского договора во главе с СССР в августе 1968 г. Военные и послевоенные[источник не указан 521 день] потери населения привели к тому, что предвоенная численность была восстановлена только к 1960 г. Впоследствии территориальный и демографический рост Праги происходил, главным образом, за счёт дальнейшего присоединения окрестных населённых пунктов в 1968 и 1974 гг., в результате число жителей одно время превышало 1200 тыс. человек (в последние годы наблюдается его уменьшение вследствие переселения жителей из скученных центральных районов в пригородные посёлки).

В послевоенный период продолжилось развитие инфраструктуры и благоустройства Праги.

Вместе с тем стремление к скорейшему решению жилищной проблемы, как и в других социалистических странах, привело в 50-80 годы к появлению на окраинах города доступного жилья — невыразительных микрорайонов из панельных домов повышенной этажности, отличавшихся скромными размерами жилой площади квартир, невысоким уровнем коммунальных удобств и низкой эксплуатационной экономичностью. При этом многие ценные исторические здания в центре города оказались обделены вниманием и подвергались медленной деградации. Положение удалось исправить только в последнее время, когда большинство зданий обрело хозяина (часто в лице наследников прежних владельцев). Многие жилые районы, включая находящиеся в непосредственной близости к центру города (в частности, Жижков, Карлин, Смихов, Винограды), были почти целиком реконструированы, а располагающееся в них жилье приобрело престижный статус.

В августе 2002 г. Прага сильно пострадала от катастрофического наводнения на р. Влтава, в результате которого была затоплена значительная часть города и на несколько месяцев выведен из строя метрополитен.

В последние годы Прага испытывает бурный рост жилищного, торгового и коммерческого строительства, при этом многие здания отличаются высоким архитектурным и техническим уровнем.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Путевые заметки:

News image

Злата Прага не для золотой молодежи

Начало августа для студента или только что поступившего абитуриента - самое время отдохнуть. Можно, конечно, валяться на пляже где-нибудь в Судаке и...

News image

Золотая Прага: Чешский коктейль от русской хандры

Юрий Павлович сильно хандрил, хотелось бросить дела, забыть про семью и, послав к черту весь здравый смысл, уехать. Уехать - желание не новое для му...

Рассказы туристов:

Разочарование в Чехии, точнее - в Праге

News image

сентябрь 2005 Живя по принципу алаверды , я посчитал себя обязанным положить в общую копилку свою историю, т.к. инфу брал у предшественников. ...

На несколько веков назад без машины времени

News image

июнь 2003 Дорога в сказку После посещения Латвии и Эстонии нам летом 2003 года непременно захотелось посетить одну из европейских стран. Поиск...

Прага - август 2003

News image

август 2003 Ну, вот наконец-то я вышла на работу и добралась до компьютера. Жаль конечно, что после моего приезда уже прошло какое-то время и мои...

Волшебная весна в Праге

News image

март 2007 Время поездки с 05.03.2007 по 17.03

Откройте для себя Прагу!

News image

июль 2003 Рассказ об автобусном туре в Чехию, организованном Невой-Тур . Эх, говорили мне друзья, что я совершаю большую ошибку. Опытные люди...

Погода

Авторизация



Достопримечательности:

Современное искусство Праги: самые известные скульптуры

News image

Академия изобразительных, музыкальных, прикладных, изящных, исполнительных искусств в Праге славится своими выпускниками и да...

Выставки и музеи

News image

В Праге огромное множество музеев и выставок. Национальный музей - старейший и самый крупный из музеев Праги (основан в 1818 г.)...

Jessenius, Карловы Вары - санаторий, названный в честь

News image

Если вы выбираете санаторий для отдыха, то лучшим выбором будет Jessenius Карловы Вары. Санаторий представляет из себя класси...

История Праги:

История Праги

News image

История Праги Ок. 4000 до н. э. — первая известная неолитическая стоянка на территории нынешней Праги

История «Пражской весны»

News image

С приходом к руководству Коммунистической партией Чехословакии Александра Дубчека, Чехословакия начала демонстрировать все бо ль...

Прага

News image

Пра га (чеш. Praha [ˈpraɦa]) — столица Чехии. С X века является столицей Чешского государства. В 1918 году стала ст...

Бомбардировка Праги

News image

Бомбардировка Праги — бомбардировка оккупированной Германией столицы Чехословакии, проведённая Военно-воздушными силами США 14 ф...

Реймсское Евангелие

News image

Ре ймсское Ева нгелие — церковнославянская пергаментная рукопись. Первая её часть, содержащая чтения праздничных Евангелий по об...

Известные личности:

News image News image News image
News image News image News image

Путешествуя по Праге:

Городской транспорт

News image

Пражский городской транспорт состоит из трех линий метро, автобусов и трамваев. Билеты необходимо компостировать сразу после вхо...

Лучшие кондитерские в Праге готовы поразить даже самых

News image

Как много мы слышали в нашей стране о таком популярном кондитерском доме-магазине, как Прага, которая есть во многих городах,...

Кто построил Карлов мост?

News image

В истории каждого народа есть великие личности. О них слагаются легенды, им ставят памятники или называют в их честь улицы. В Че...

Havlíčkova

News image

Улица Гавличкова находится на территории Нового города и соединяет улицы Гибернскую (Hybernská) и На Поржичи (Na poř...

Červená

News image

Červená или Красная улочка улочка лежит между Парижской (Pařížská) и Майселовой (Maiselova) ...

Железные дороги и поезда в Прагу

News image

Чехия располагает довольно плотной сетью железных дорог компании CD. Поезда по большинству направлений ходят раз в час либо чаще...

Прага: что посетить днём, а куда сходить вечером, чтобы

News image

Поездка в Прагу является замечательной возможностью познакомиться с одной из самых грациозных и очаровательных европейских ст...

Hradební

News image

Улица Hradební очень неказиста, скучна и уныла. Находится она на самой границе Старого города, в буквальном смысле на зад...

Břetislavova

News image

Эта узкая и короткая, занимающая всего один квартал, улочка расположена в Малой Стране. Попасть на нее можно либо свернув с улиц...