Posted in Прага - Известные личности Праги
Юлиус Эрнст Вильгельм Фучик, Юлиус Арношт Вилем Фучик (чеш. Julius Arnošt Vilém Fučík; 18 июля 1872, Прага ― 25 сентября 1916, Берлин) ― австро-венгерский композитор, дирижёр и музыкант чешского происхождения. Автор знаменитого марша «Выход гладиаторов».Содержание [убрать]
1 Жизненный путь
2 Творчество
3 Выход гладиаторов
4 Фучик и Россия
5 Роственные связи
6 Примечания
7 Ссылки
Жизненный путь
Юлиус Фучик родился в 1872 году в семье мелкого ремесленника. С 1885 года, с возраста 13 лет, по совету своего дяди-музыканта и при финансовой помощи со стороны бабушки учится в Пражской консерватории по классу фагота у Мильде, скрипки у Бенневица и композиции. В последние полгода его обучения композицию в консерватории стал преподавать Дворжак, к которому у Фучика сохранилось уважительное отношение на всю жизнь, несмотря на строгость и резкость преподавания последнего.
После окончания консерватории в 1891 году Фучика призвали на трёхлетнюю военную службу, которую он проходил в военных оркестрах 49-го и 84-го пехотных полков в качестве фаготиста и скрипача. Судьбе было угодно распорядиться так, что именно в это время капельмейстерами в этих полках были два выдающихся представителя австро-венгерской военной музыки: в 49-м - Франц Йозеф Вагнер, а в 84-м - Карл Комзак (средний). Вполне вероятно, что пример этих старших товарищей и общение с ними (скорее всего, не только формально-служебное) и повлияли на дальнейшее решение Фучика связать свою жизнь с военной музыкой.
После увольнения с военной службы в 1894 году Фучик возвращается в Прагу и сталкивается с проблемой трудоустройства по специальности. Его бывший преподаватель профессор Мильде предлагает ему вакансию во Львове, но Фучик не хочет покидать Прагу и вместе со своим товарищами по учёбе и службе пытается организовать духовой секстет, но из-за недостатка желающих и нотного материала всё это выливается в Чешское камерное духовое трио. Первый концерт новообразованного коллектива закончился провалом, но следующие выступления были успешными, тем более, что в программе его выступлений стали появляться неизвестные ранее произведения молодого композитора. Помимо трио Фучик некоторое время играет в пражском Немецком театре в качестве второго фаготиста. В 1895 году Фучика и нескольких его однокашников приглашают для музыкального сопровождения Этнографической выставки.
Попытка превратить выставочный оркестр (Пражский городской оркестр) в нормальный симфонический коллектив провалилась, и в следующем году Фучик уезжает в Загреб, где недолго работает музыкантом в местном оперном театре. Следующим географическим пунктом на его жизненном пути становится хорватский Сисак, где Фучику предложена должность заведующего музыкальной частью магистрата (Musikdirektor'а) и регента хора Danica.
В 1897 году, в возрасте 25 лет, Фучик решает[1] покончить с вольной, но полной случайностей и неустроенности жизнью артиста, и стать военным капельмейстером. Это поприще он считал более подходящим для воплощения мечты своей жизни - стать известным композитором. Он направляется в 86-й пехотный полк, стоящий в Сараево. Теперь, когда не надо думать о завтрашнем дне и поисках хлеба насущного, у него появляются и время и желание выступать и творить, тем более, что вверенный ему полковой оркестр является единственным музыкальным коллективом в городе. Очень скоро энергичный и способный капельмейстер становится душой общества не только господ офицеров, но и местого бомонда, изнывавших от гарнизонно-провинциальной скуки.
В 1900 году, после проведения положенного срока в провинциальной глуши, полк переводится в Будапешт и положение Фучика меняется. Теперь он не является монополистом в музыке, в городе есть несколько театров и ещё пять полков, каждый со своим оркестром. Постепенно Фучик со своим оркестром выходит на первое место среди военных оркестров, ему поручают участие и сопровождение самых ответственных мероприятий. С творчеством тоже всё в порядке, именно пребывание в Будапеште становится звёздным часом и самым продуктивным периодом Фучика-композитора. Устраивается и личная жизнь. Встреча в 1907 году и случайная связь с Кристиной Хардегг, незаконнорожденной дочерью некоего графа, преподающей немецкий язык венгерской знати, постепенно перерастает в серьёзное чувство и также вдохновляет композитора.
Но всё хорошее когда-нибудь кончается, и в 1909 году полк отправляют месить провинциальную грязь в Marie Theresiopel (совр. Суботица в Воеводине, Сербия). Фучик едет туда один, им постепенно овладевает депрессия. Как луч надежды он воспринимает в следующем, 1910 году известие о появившейся вакансии в 92-м пехотном полку, стоявшем в крепости Терезинштадт (Theresienstadt, совр. Терезин в Чехии) и переводится туда. Наконец-то, он в Чехии, хотя и в 70-ти километрах к северу от родной Праги. Полковой оркестр, и так неплохой, быстро доводится до совершенства, и Фучик делает с ним пробный концерт в Праге. Но, увы, здесь ему оказались не рады. Его коллеги, как военные, так и гражданские, почувствовали в нём весьма опасного конкурента, к тому же их очень сильно раздражают его растущая известность успешного композитора и гражданская жена-немка. Через некоторое время Прага становится закрытой для Фучика, ему приходится выступать с оркестром на северочешских курортах[2], это прибыльно, но не приносит так желанной известности.
В феврале 1912 года в Берлине проводится Австрийский бал, и туда приглашается оркестр 92-го полка во главе с Фучиком. Берлинская публика приходит в восторг от выступлений оркестра, на некоторых концертах на открытом воздухе собиралось до 10000 человек. Проживающий в Берлине брат Фучика Рудольф, советует ему перебраться в Берлин. После долгих раздумий 31 июля 1913 года Фучик подаёт в отставку, оформляет свои отношения с Кристиной и переезжает с ней в Берлин. Здесь он основывает музыкальный издательский дом Tempo и оркестр из чешских музыкантов. Поначалу дела идут неважно, но постепенно положение начинает выправляться, и тут начинается первая мировая война. Как патриот, Фучик откликнулся на неё несколькими маршами, продолжает писать и произведения камерного характера, но феврале 1915 года начинают проявляться признаки неизлечимой болезни (рак), которая в следующем году сводит его в могилу, находящуюся на Вышеградском кладбище в Праге.
Творчество
Список произведений Фучика насчитывает 323 опуса и 17 непронумерованных творений. Произведения военной тематики, а именно марши, составляют всего четвёртую часть, всё остальное - симфонические, камерные, концертные и танцевальные произведения, что позволяет говорить о Фучике, как о композиторе общего направления. В дневниковых записях Фучика упоминается даже проект оперы La Rosa di Toscana , которую ему возможно и удалось бы написать, если бы не помешала первая мировая война. Фрагментом этой неосущеcтвлённой оперы является Флорентийский марш (Florentiner Marsch, op. 214, 1907), ставший вторым по популярности (после Выхода гладиаторов ) его произведением.
Одной из особенностей творчества Фучика является умение удивительно точно передать в музыке национальное своеобразие того или иного народа. Написанные им марши по национальным мотивам: венгерский Аттила (Attila, op. 211, 1907), словенский Триглав (Triglav, op. 72, 1900), судетско-немецкий Марш Лайтмерицких стрелков (Leitmeritzer Schützenmarsch, op. 261, 1913), боснийско-герцеговинские Сараево (Sarajewo - Bosniaken, op. 66, 1899) и Герцеговина (Herzegowina, op. 235, 1908) и др. - яркое свидетельство этого. При этом следует учесть, что сделать это в небольшой и строгой форме марша было весьма непросто.
Выход гладиаторов
Самое известное произведение Фучика было закончено 17 октября 1899 года в Сараево. Сначала оно называлось Grande Marche Chromatique (Большой хроматический марш), но затем Фучик сменил название на ставшее известным всему миру: Выход гладиаторов (немецкое: Einzug der Gladiatoren, чешское: Vjezd gladiátorů, английское: Entrance of the Gladiators). Поводом послужил прочитанный им роман Генриха Сенкевича Камо грядеши ( Quo vadis? ), особенно описание гладиаторов на арене римского амфитеатра. В соответствии с новым названием первая часть марша описывала выход гладиаторов на арену, вторая - их схватку, а третья - шествие и уход победителей.
В 1910 году канадский композитор Луи-Филипп Лорендо (Louis-Phillipe Laurendeau) сделал аранжировку этого марша для небольшого духового оркестра, назвав её Гром и молния (Thunder and Blazes). Она быстро получила распространение в цирковых оркестрах (особенно первая, самая громкая и яркая часть, которой предваряли выход клоунов, борцов и прочих артистов, составлявших гвоздь программы), а также в различных городских, школьных и прочих корпоративных оркестрах, участвовавших в уличных шествиях.
Фучик и Россия
Произведения Фучика стали известны в России ещё до смерти композитора. Помимо Выхода гладиаторов , прописавшегося почти в каждом цирке, были известны его марши, вальсы и прочие произведения. Например, известна грампластинка с записью марша Лихо вперёд! (Schneidig vor, op. 79, 1906) в исполнении оркестра лейб-гвардии Волынского полка под управлением В. Павелко.
Роственные связи
Чехословацкий журналист Юлиус Фучик ― племянник композитора.
Читайте: |
---|
Путевые заметки:
Какие святые Чехии почитаются сегодня?Чехия - страна католическая, с глубокими традициями, которые, возможно, сегодня соблюдаются не так рьяно, как несколько сотен лет назад, но сказа... |
Современные скульптуры Праги - приобщаемся к исскуствуВсем известно о небывалой красоте Старой Праги и о множестве её исторических памятников, среди которых старинные соборы, скульптуры Праги Карлова... |