Posted in Прага - Известные личности Праги
Вилем Флюссер (чеш. Vilém Flusser, 12 мая 1920, Прага — 27 ноября 1991, там же) — немецкий философ чешского происхождения.
Биография
Родился в еврейской семье. В 1938 поступил на юридический факультет Карлова университета в Праге, в 1939 эмигрировал от нацистов в Лондон, год проучился в Лондонской школе экономики и политических наук, в 1940 переехал в Бразилию. В 1950 получил бразильское гражданство. Сменил несколько мест работы, с 1960 начал сотрудничать с Бразильским философским университетом (порт. IBF). Преподавал в Сан-Паулу, участвовал в Биеннале Сан-Паулу и других событиях культурной жизни Бразилии, занимался журналистикой. Подвергаясь давлению военного режима, в 1972 эмигрировал в Европу, жил в Италии, ФРГ и Франции. Погиб в автомобильной катастрофе под Прагой.
Творчество
Писал на немецком, португальском и французском языках. В ранние годы был близок к феноменологии, развивал философию Хайдеггера. В дальнейшем разработал оригинальную концепцию техники и медиакультуры от письменности до фотографии и средств мобильной связи.
Руководителем архива Вилема Флюссера является Зигфрид Зелинский. До 2006-го года пока Зелинский являлся ректором Кёльнской Академии Медиа Искусств (KHM), архив размещался там. В 2006-м году Зелинский завершает контракт с Академией Медиа Искусств и начинает преподавать в Берлинском Университете Искусств (UDK). Вместе с ним в Берлин переезжает и архив Флюссера.
Наследие
В последние годы наследие Флюссера привлекает все более широкое внимание. Его труды активно используются, его идеи обсуждаются на международных симпозиумах, проходят Флюссеровские чтения, книги Флюссера переводятся на разные языки, с 2005 издается посвященный ему международный журнал.
Цитаты
Современные революционеры это художники (фотографы, кинематографисты, видео-художники, компьютерные программисты), из почвы революции они вырастают посредством технического изображения.
Не существует никакой полиции, которая заставляла бы нас верить всему, что говорит наука.
Не существует более никакого приватного пространства, в Гегелевском смысле этого слова.
Эпоха модерна называется модерном, поскольку она больше не имеет дела не с неизменными идеями, а с моделируемыми формами и модой.
Чем прекраснее цифровая иллюзия, тем подлиннее и правдивее проецируемый мир.
Информация тем более информативна, чем более она интересна и невероятна.
Ничего удивительного, что центральная нервная система выглядит как высокопроизводительный компьютер. Инструменты дают нам ответный удар.
Разделение между техникой и искусством уже давно неоправдано.
В будущем разве лишь историки и специалисты будут вынуждены учиться писать и читать.
Любая революция - техническая.
Вилем Флюссер: Бохумские Лекции 1991
Двери это отверстия в стене для входа и выхода. Мы уходим, чтобы познать мир и теряем себя в нём. Мы возвращаемся домой, чтобы обрести себя вновь, но теряем мир, который хотели завоевать.
Отверстия в сыре - о будущем дома
Библиография
Lob der Oberflächlichkeit: für eine Phänomenologie der Medien. Bensheim: Bollmann, 1993
Nachgeschichte: eine korrigierte Geschichtsschreibung. Bensheim: Bollmann, 1993
Vom Subjekt zum Projekt; Menschwerdung. Bensheim: Bollmann, 1994
Brasilien, oder, die Suche nach dem neuen Menschen: für eine Phänomenologie der Unterentwicklung. Mannheim: Bollmann, 1994
Schriften. Mannheim [u.a.]: Bollmann, 1996
Zwiegespräche: interviews, 1967—1991. Göttingen: European Photography, 1996
Kommunikologie. Frankfurt: Fischer Taschenbuch Verlag, 1996
Für eine Philosophie der Fotografie. Göttingen: European Photography, 1997 (англ. изд.: Towards a philosophy of photography. London: Reaktion, 2000)
Bezedno: filosofická autobiografie. Praha: Hynek, 1998 (нем. изд.: Bodenlos: eine philosophische Autobiographie. Bensheim: Fischer Taschenbuch Verlag, 1999).
The shape of things: a philosophy of design. London: Reaktion, 1999
Briefe an Alex Bloch. Göttingen: European Photography, 2000
Jude sein: Essays, Briefe, Fiktionen. Berlin: Philo, 2000
Writings. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2002.
The freedom of the migrant: objections to nationalism. Urbana: University of Illinois Press, 2003
A história do diabo. São Paulo: Annablume, 2005
Публикации на русском языке
За философию фотографии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006
О проецировании. / перевод с нем. М.А. Степанова. // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2009. № 3/4. (9/10). С.65-76.
Литература о философе
Über Flusser: die Fest-Schrift zum 70. von Vilém Flusser. Düsseldorf: Bollmann, 1990.
Jäger G. Fotografie denken: über Vilem Flusser’s Philosophie der Medienmoderne. Bielefeld: Kerber, 2001
Mendes R., Grossmann M. Vilém Flusser, uma história do diabo: um projeto de ação cultural sobre a obra do filósofo Vilém Flusser (1920—1991). São Paulo, 2001
Giannetti C. Vilém Flusser und Brasilien. Köln: König, 2003
Wagnermaier S., Röller N. Absolute Vilém Flusser. Freiburg: Orange-Press, 2003
Guldin R. Das Spiel mit der Übersetzung: Figuren der Mehrsprachigkeit im Werk Vilém Flussers. Tübingen: Francke, 2004.
Сосна Н. Виллем Флюссер и проблема новых медиа.
Читайте: |
---|
Путевые заметки:
![]() Какие достопримечательность можно увидеть в еврейской чКто не слышал про еврейский квартал в Праге? На чешский манер его называют «Йозефов». Это район, что так манит туристов, которые путешествуют по ... |
![]() Есть ли алхимики в Праге, или это вымысел молодежных игВ столице Чехии Праге ночная жизнь кипит очень активно, поэтому каждый, кто любит энергичный и веселый отдых, найдет себе место по душе. Развлече... |