Posted in Прага - История города
После поражения Австрии в австро-прусской войне 1866 г., когда Прага была оккупирована прусскими войсками, австрийское командование пришло к выводу, что город окончательно утратил своё оборонное значение. Это привело к решению о сносе большей части городских укреплений, прежде всего вокруг Нового Места и Малой Страны. Результатом этого явилось бурное развитие пригородов Праги: Краловске-Винограды, Жижков, Карлин, Вршовице, Нусле, Смихов, Коширже, Подоли, Височани и многих других, где, в отличие от плотно застроенных старых кварталов, возникли десятки и сотни новых заводов и фабрик, привлекавших рабочую силу из сельской местности. Пражская агломерация становилась наиболее важным промышленным центром всей империи. Особую роль играли предприятия машиностроения и металлообработки, используя недалеко расположенный угольный бассейн и металлургические предприятия города Кладно. Вместе с тем, боясь дальнейшего усиления Праги и Чехии в целом и, как следствие, требования ею особой политической роли, венское правительство препятствовало слиянию пригородов с Прагой: до падения монархии в 1918 году такое разрешение получили только Иозефов, Вышеград, Голешовице-Бубни и Либень. Отдельные пригороды разрослись настолько, что получили статус города, при этом достигая внушительных размеров: например, Краловске-Винограды перед Первой мировой войной насчитывали около 100 тыс. жителей, что выводило их на третье место среди всех чешских и моравских городов, после собственно Праги и Брно.
Здание «У чёрной Богоматери» (арх. Йозеф Гочар), шедевр пражского кубизма
После образования в 1918 г. независимого чехословацкого государства и провозглашения Праги его столицей уже ничто не мешало её развитию в качестве метрополии. В 1922 г. к Праге было присоединено 37 окружающих её городов и местечек, так что население города выросло почти втрое до 677 тыс. жителей, а территория с 21 кв.км увеличилась до 171.5 кв.км, выведя её тем самым на уровень крупных европейских столиц своего времени. Быстрый рост Праги как результат её центральной роли в стране и дальнейшего развития промышленности привёл к росту населения до 850 тыс. к 1930 г. и одного миллиона к 1939 г. В эти годы также большое развитие претерпела транспортная инфраструктура города: трамвайная сеть охватила почти всю её территорию, окраины получили автобусное сообщение, началось строительство линий троллейбуса. В середине 30-х гг. было принято решение о строительстве в Праге метрополитена, однако начавшиеся работы были прерваны в связи с немецкой оккупацией и Второй мировой войной. На периферии возникали новые жилые районы как вилловой застройки (Оржеховка, Ганспаулка, Баба, Бубенеч, Заградни-Место), так и многоэтажных домов (Голешовице, Дейвице, Вршовице, Страшнице, Подоли и др.), отличавшиеся значительным для своего времени уровнем благоустройства, а также детские сады, школы, рабочие общежития, дома культуры, спортивные объекты, например, стадион на Страгове. Чешские архитекторы своими известными творениями в стиле модерн, кубизм (уникальное явление в мировой архитектуре) и функционализм подняли зодчество Праги на самый передовой уровень. 30-е годы отмечены также взрывным развитием театральной и кинематографической жизни.
Герб Праги периода ЧССР
Аннексия Судет, немецкая оккупация Чехии и её последующее освобождение советской армией привели к тому, что Прага, в которой в течение многих веков вместе проживали чехи, немцы и евреи, фактически стала моноэтничным городом. Многие видные политические и культурные деятели подверглись репрессиям как от нацистского, так и коммунистического режима и были казнены, брошены в тюрьмы либо вынуждены эмигрировать. Две наиболее массовые волны эмиграции связаны с коммунистическим переворотом в феврале 1948 г. и вторжением войск стран-членов Варшавского договора во главе с СССР в августе 1968 г. Военные и послевоенные[источник не указан 521 день] потери населения привели к тому, что предвоенная численность была восстановлена только к 1960 г. Впоследствии территориальный и демографический рост Праги происходил, главным образом, за счёт дальнейшего присоединения окрестных населённых пунктов в 1968 и 1974 гг., в результате число жителей одно время превышало 1200 тыс. человек (в последние годы наблюдается его уменьшение вследствие переселения жителей из скученных центральных районов в пригородные посёлки).
В послевоенный период продолжилось развитие инфраструктуры и благоустройства Праги.
Вместе с тем стремление к скорейшему решению жилищной проблемы, как и в других социалистических странах, привело в 50-80 годы к появлению на окраинах города доступного жилья — невыразительных микрорайонов из панельных домов повышенной этажности, отличавшихся скромными размерами жилой площади квартир, невысоким уровнем коммунальных удобств и низкой эксплуатационной экономичностью. При этом многие ценные исторические здания в центре города оказались обделены вниманием и подвергались медленной деградации. Положение удалось исправить только в последнее время, когда большинство зданий обрело хозяина (часто в лице наследников прежних владельцев). Многие жилые районы, включая находящиеся в непосредственной близости к центру города (в частности, Жижков, Карлин, Смихов, Винограды), были почти целиком реконструированы, а располагающееся в них жилье приобрело престижный статус.
В августе 2002 г. Прага сильно пострадала от катастрофического наводнения на р. Влтава, в результате которого была затоплена значительная часть города и на несколько месяцев выведен из строя метрополитен.
В последние годы Прага испытывает бурный рост жилищного, торгового и коммерческого строительства, при этом многие здания отличаются высоким архитектурным и техническим уровнем.
Читайте: |
---|
Путевые заметки:
Пивное счастьеУ каждого, кто едет в Чехию, есть свои приоритеты - одни хотят поближе познакомиться со Златой Прагой, другие отдадут предпочтение чешским замкам, к... |
Самое интересное в Праге, что нужно увидеть путешественПриезжая в любой незнакомый город каждый человек хочет посетить все интересные места – соборы, музеи, площади, мосты и прочие достопримечательнос... |